В условиях центра уже много лет проводится коррекционно-социально-педагогическая реабилитация детей, подростков и молодежи. Наблюдая за развитием детей в динамике, можно сказать с уверенностью, чем больше ребенок в младшем возрасте получит предпосылок социально–педагогической реабилитации, тем у него выше шанс войти в социум на равных, быть таким же как все. А именно: учиться в ВУЗе, устроиться на работу, выполнять работу по дому, ходить в магазин за покупками, научится оплачивать счета по банковской карте, наличными или через интернет, делать заказ товара (аптека-лекарства) по телефону, сдать одежду в химчистку, купить себе одежду и предметы личной гигиены и многое другое.

Через проекты наш Центр решает следующие задачи, которые требуют квалифицированного решения.

Основными среди них являются: 

  • содействие приобретению каждым ребенком социального опыта и жизненной компетенции.
  • обучение родителей адекватным способам взаимодействия со своими детьми;
  •  сохранение и укрепление здоровья ребенка при организации его досуговой и учебной деятельности;
  • обеспечение успешности в обучении и воспитании каждого «Открытомировца» с отклонениями в развитии.

 За годы работы нашей организации (включая период до официальной регистрации Центра в 2015 г.) было реализовано много проектов. Ключевые из них:

Проект «Дом Деда Мороза для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и детей мобилизованных граждан», сроки реализации: 25.11.2022 г. - 31.01.2023 г. (Амурская область).

Проект получил финансовую поддержку Губернатора Амурской области на развитие гражданского общества в 2022 году.

В рамках направления социального обслуживания, социальной поддержке и защиты граждан проектом были охвачены 190 детей с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты, дети из семей беженцев и иные дети в тяжёлой жизненной ситуации (ТЖС), находящиеся в социальных учреждениях, и дети мобилизованных граждан в возрасте от 3 до 12 лет.

Цель проекта: Обеспечение участия детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и детей мобилизованных граждан в новой социальной практике на базе Дома Деда Мороза, повышение уровня их оптимизма и уверенности в будущем.

Проект включал подготовку и участие групп по 15-20 таких ребят с общим охватом 190 детей в новогодних торжествах на базе исторического здания в г.Благовещенск, задекорированного под резиденцию Деда Мороза. 2-часовая программа события состояла из иммерсивного представления, мастер-классов и развлечений с аниматорами, сладкого стола и подарка каждому ребенку. Проект предполагал возможность участия неравнодушных граждан в приобретении подарков для детей, вовлеченных в проект.

Проект создал атмосферу семейного праздника для детей в ТЖС и детей мобилизованных граждан, внёс разнообразие в их досуг и воспитание и являлся вкладом в социализацию, что на момент реализации проекта было затруднено из-за сокращения возможностей социальных партнеров учреждений для детей в ТЖС вследствие пандемии и санкционного давления или в связи с участием родителей в специальной военной операции.

 В отличие от массовых театрализованных постановок событие в Доме Деда Мороза обеспечивало максимальную вовлеченность и акцентированное внимание к каждому ребенку, погружая его в обстановку волшебства. Дизайн помещений, сказочный антураж и подсветка, костюмированные герои и подарок из рук главного персонажа кардинально разнились с условиями социальных учреждений и семей, в которых пребывают дети в ТЖС, или домашними условиями детей мобилизованных граждан. Это позволило сформировать у них ощущение необычного приключения, вызвать дополнительные позитивные эмоции в мини-путешествии за пределы повседневной реальности, сохранить теплые воспоминания от общения с участниками представления.

Уникальность проекта для целевой аудитории обуславливалась следующими факторами: в Дом Деда Мороза приглашались дети в ТЖС и дети мобилизованных граждан, которые ранее не посещали такое событие из-за ограниченности финансирования социальных учреждений    и их внебюджетных источников или возможностей их семей; программа заезда каждой группы адаптировалась, согласно возрасту детей (3-4 года, 5-7 лет, 8-9 лет, 10-12 лет), в соответствии с их психофизическим развитием, включая особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по ментальному развитию; визит ребенка в резиденцию и получение подарка повысил уровень положительного восприятия действительности у детей в ТЖС и детей мобилизованных граждан, минимизируя чувства опустошенности и обреченности, нередко бытующие среди них

В результате реализации проекта достигнуто повышение уровня позитивного восприятия действительности детьми в ТЖС и детьми мобилизованных граждан, укрепление традиционных ценностей в их среде, расширение возможностей для конструктивного включения в социум на равных с подростками из обычных семей.

Проект «Мир творчества каждому ребенку», сроки реализации: 15.11.2021 г. - 31.05.2022 г. (г. Благовещенск, Амурская область).

Проект получил финансовую поддержку Губернатора Амурской области на развитие гражданского общества в 2021 году.

Проект «Мир творчества каждому ребенку» был направлен на приобретение детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ возможности развития и реализации творческих способностей с учетом их интересов и желаний. Ребенок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение определенных навыков к профессиональному самоопределению, что очень важно для успешной социализации. Это и есть путь самореализации и социализации не только детей, но и их родителей, которые получают возможность взглянуть на своих детей, с другой стороны.

Цель проекта: развитие творческих способностей и познавательной активности детей- инвалидов и детей с ОВЗ через освоение технологий изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Задачи проекта:

  1. Сформировать и развить навыки изобразительной деятельности как средства самовыражения ребенка.
  2. Сформировать и развить навыки декоративно-прикладной деятельности как средства самовыражения ребенка.
  3. Повысить мотивацию к творческой деятельности посредством участия в выставках.

В рамках проекта для 10 детей-инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 6 до 18 лет на базе Детской библиотеки имени П. Комарова было проведено 50 занятий по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник изобразительного и декоративно-прикладного искусства (правополушарное рисование, шарикография, пластилинография, поделки из гофротрубочек; рисование кофе, чаем каркадэ; пищевыми красителями). А так же применяются различные, нетрадиционные для рисования материалы (ватные палочки, губка, пластиковые карточки, воздушные шарики, полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля).

После завершения занятий проводились выставки работ, обмен мнением о них. Затем происходила организация чаепития с привлечением родителей. По окончанию проекта была проведена финальная выставка работ в Амурском областном краеведческом музеи им. Г.С. Новикова-Даурского с вручением дипломов участников.

 Проект «Вместе весело играть на просторе!», сроки реализации: 02.08.2021 г. - 13.08.2021 г. (г. Благовещенск, Амурская область).

Проект получил финансовую поддержку Администрации г. Благовещенска Амурской области.

Проектом предусматривалось на базе конного клуба «Аллюр» организация активного летнего отдыха дневного пребывания детей и молодежи с ментальными нарушениями в возрасте от 8 до 25 лет.

Была проведена профильная смена в течение двух недель для 15 инвалидов с ментальными нарушениями на бесплатной основе, которые 5 раз в неделю занимались в конном клубе «Аллюр» по 7 часов. Инновационным подходом проекта являлось применение здоровье-укрепляющих технологий – методики иппотерапии, канистерапии, сказкотерапии, иппоарттерапии, музыкотерапии в адаптации и социализации группы ментальных инвалидов. Также были проведены экскурсии, организованы праздники, показательные выступления, викторины, конкурсы, просмотры обучающих фильмов.

В силу ментальных нарушений инвалиды этой группы не имели возможности участвовать в крупных культурно-массовых мероприятиях, а также самостоятельно пребывать в отдаленных от их места жительства местах отдыха. Поэтому важно было организовать их досуг географически вблизи от дома, в небольшом социуме.

Занятия верховой ездой, мастер-классы по развитию творчества, закаливающие процедуры на свежем воздухе, иппотерапия и канистерапия, сказкотерапия, иппоарттерапия, музыкотерапия способствовали социализации инвалидов с ментальными нарушениями.

Проект «Поле чудес», сроки реализации: май-сентябрь 2021 г. (г. Благовещенск, Амурская область).

Цель проекта: социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также улучшение их физического и психического здоровья через их привлечение к общественно полезной деятельности по уходу за земельным участком и возделыванию сельскохозяйственной продукции посредством садоводческой терапии и организации досуга за пределами города на дачном участке с участием членов их семей.

Задачи проекта:

  1. Подготовка земельного участка к возделыванию.
  2. Посадка сельхозпродукции.
  3. Обработка участка и уход за выращиваемыми овощами, цветами, ягодой.
  4. Сбор урожая.
  5. Проведение досуговых мероприятий (пикники, игры на свежем воздухе).
  6. Укрепление семейных связей.
  7. Улучшение социальных контактов между участниками проекта.

В результате реализации проекта было охвачено более 20 семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в общем количестве 50 человек. Было проведено 30 совместных выездов на дачный участок для его обработки и выращивания сельхозпродукции, а также проведения досуговых мероприятий. Итогами проекта стало получение первого самостоятельно выращенного детьми урожая, повышение их социальной значимости, а также улучшение их психо-эмоционального состояния и физического здоровья посредством садоводческой терапии.

 Проект «ВМЕСТЕ В БУДУЩЕЕ», сроки реализации: 01.10.2020 г. - 31.03.2021 г. (г. Благовещенск, Амурская область).

Проект получил финансовую поддержку ФОНДА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ.

В рамках направления поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, а именно социальная адаптация детей-инвалидов, поддержка семей с детьми-инвалидами, родителей с ограниченными возможностями здоровья, были привлечены 15 детей-инвалидов в возрасте от 10 до 18 лет для групповых занятий, а также 55 детей-инвалидов и 65 членов их семей для коллективных мероприятий.

Целью проекта было: продвижение и популяризация зимних видов спорта среди детей-инвалидов, имеющих ментальные нарушения, и членов их семей посредством повышения мотивации и создания доступных условий для занятий на территории г. Благовещенска.

Задачи проекта включали:

  1. Объединить усилия специалистов и волонтёров для содействия развитию адаптивного спорта для детей с ментальными нарушениями в г. Благовещенске.
  2. Приобщить детей-инвалидов к занятиям зимними видами спорта и обогатить их знания по данной теме.
  3. Способствовать становлению здорового образа жизни в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, через активное вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
  4. Повысить мотивацию участников проекта и потенциальных участников из целевой аудитории к занятиям зимними видами спорта.

Проект был направлен на активное вовлечение детей-инвалидов с ментальными нарушениями и их семей в зимние виды спорта через обучение особенных ребят катанию на коньках и лыжах, а также комплекса мероприятий, связанных с формированием знаний, осознанного отношения и желания заниматься зимними видами спорта. В реализации проекта были задействованы 135 человек: 15 детей-инвалидов в возрасте от 10 до 18 лет, для которых будут проведены 68 групповых занятий по обучению кататься на лыжах, специальной физической подготовке для фигуристов перед тренировками на льду с элементами хореографии и ледовые тренировки с элементами хореографии; 55 детей-инвалидов и 65 членов их семей для участия в творческих встречах и просмотре видеоматериалов по теме, а также для участия в соревнованиях, мастер-классах и конкурсе рисунков. Итоговыми мероприятиями стали участие семей с детьми-инвалидами в городском спортивно-массовом мероприятии «Лыжня России 2021», в инклюзивном фестивале «Хрустальный конек», где дети смогли продемонстрировать результаты личных достижений, и конкурс рисунков «Раз морозною зимой...».

Проект являлся  инновационным, т.к. в г. Благовещенске ранее не существовало практики участия детей-инвалидов с ментальными нарушениями в зимних видах спорта. Разработанный комплексный подход позволил вовлечь детей в эти виды спорта, способствуя их абилитации, реабилитации, социализации и физическому развитию. Особенность проекта заключалась        в сочетании онлайн занятий с непосредственным посещением тренировок и мероприятий. Такая специфика стала необходимой в связи с пандемией коронавируса и её последствий. Учитывая пограничное положение г. Благовещенска и его близость с Китаем, а потому наличие дополнительных ограничений на проведение массовых мероприятий, онлайн занятия и групповые тренировки на открытом воздухе стали адекватной альтернативой для развития адаптивного спорта в сложившейся эпидемиологической ситуации. Также проект позволил объединить усилия разных специалистов по вовлечению детей с ментальными нарушениями в зимние виды спорта и позволил получить опыт организации спортивных мероприятий и тренировок с вышеотмеченной категорией детей. Ход проекта, вопросы, проблемы и итоги освещались в средствах массовой информации.

Результатами проекта стало активное вовлечение детей-инвалидов и их семей в жизнь общества. От использования методики комплексного физического развития – специальной гимнастики, катания на коньках и лыжах, а также творческой и интеллектуальной деятельности в рамках групповых мероприятий улучшились психо-эмоциональное состояние, двигательная активность и физическая активация сил у детей с ментальными нарушениями. Одним из немаловажных результатов реализации проекта стало повышение качества жизни детей с помощью реабилитации средствами спортивной деятельности. Участие в спортивных мероприятиях, повышение социализации детей и взрослых, расширение круга общения. Уменьшение риска тяжёлой инвалидизации детей. Повышение качества жизни семей, имевших возможность бесплатно водить своих детей на тренировки в течение продолжительного периода, более эффективная социальная адаптация членов семьи. Трансляция опыта организации реабилитационной помощи путём участия в спорте детей-инвалидов на территории Амурской области.

Благодаря участию детей-инвалидов с ментальными нарушениями в зимних видах спорта и широкому освещению в СМИ проекта был положен прецедент для вовлечения большого количества особенных ребят в спорт и их активному участию в массовых спортивных мероприятиях г. Благовещенска. Полученный опыт стал основой для появления секций по зимним видам спорта (катание на лыжах и фигурное катание).

Проект «Доверие к лошади – доверие к миру», сроки реализации: 18.05.2020 г. - 31.10.2020 г. (г. Благовещенск, Амурская область).

Проект получил финансовую поддержку Министерства социальной защиты населения Амурской области.

В рамках направления социальной поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе их реабилитации и социальной адаптации, были привлечены 24 ребёнка-инвалида с ментальными нарушениями от 6 до 18 лет.

Целями проекта стали повышение качества жизни и уровня социализации  детей с нарушениями ментального развития.

Главное направление проекта заключалось в организации и проведении индивидуальных занятий для детей с нарушением ментальных функций (задержка психо-речевого развития, умственная отсталость, аутизм) в возрасте от 6 до 18 лет. Реабилитация состояла из 200 индивидуальных занятий с применением комплексной методики иппотерапии,  сказкотерапии и  иппо-арт терапии. Проведение итогового культурно-массового костюмированного мероприятия «В гостях у сказки» позволило наглядно показать результаты личных достижений каждого ребенка.

Проект являлся  инновационным, т.к. ранее в Амурской области не применялась комплексная методика иппотерапии, сказкотерапии и  иппо-арт терапии в целях развития физической и умственной активности, а также реабилитации и социализации детей с ментальными нарушениями.

В ходе реализации проекта состоялось активно вовлечение детей-инвалидов и их семей в жизнь общества, сформировалось позитивное мышление и милосердное отношение к детям-инвалидам с ментальными нарушениями в обществе, у детей улучшилось психо-эмоциональное состояние, произола физическая активация сил у детей-инвалидов с ментальными нарушениями, а семьи, имеющие инвалидов, узнали о пользе иппотерапии, получив психологическую разгрузку и укрепив семейные связи.

Проект «Нумикон. Знакомство и применение. От начального до продвинутого уровня», 01.03.2020 г.-02.03.2020 г. (г. Благовещенск, Амурская область).

Цель проекта: получение теоретических знаний и практических навыков организации занятий с детьми, имеющими трудности в освоении математики, с использованием Нумикона.

Нумикон - это и методика, и набор наглядного материала, которые были придуманы в Великобритании в 1996-1998 годах, чтобы облегчить для детей изучение арифметики. Для детей с синдромом Дауна и другими нозологиями Нумикон является незаменимым инструментом, который поможет научиться считать. Как работает Нумикон? В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами. Особенно актуальна эта методика для детей, имеющих интеллектуальные нарушения.

Программа семинара включала следующие этапы:

  1. Нумикон. С чего начать и как превратить математику в игру.
  2. Этапы работы с Нумиконом.
  3. Счёт в уме, переход через десяток, сотни.
  4. Умножение и деление.
  5. Часы и время.
  6. Учим пользоваться деньгами.
  7. Методические приёмы и игры в освоении простейших математических операций и понятий.

Спикер проекта выступила: Марина Чаплыгина, председатель Алтайской региональной общественной организации родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна "Солнечный Круг". Имеет высшее педагогическое образование, была в числе первых, кто начал работать с Нумиконом в России. Проводила вебинары на площадке "Даунсайд Ап". Поделилась методиками развития детей с умственной отсталостью. Ассистент - Варя, дочь Марины, с синдромом Дауна,11 лет.

За двухдневный семинар-практикум сорок участников проекта - специалисты (преподаватели и студенты вузов, воспитатели детских садов, сотрудники социальных детских учреждений, дефектологи) и родители детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов - получили понятные, систематизированные, прикладные знания по использованию системы Нумикон для любого уровня учеников.

 Проект «Старший наставник» 18+ - 2019 г. (г. Благовещенск, Амурская область)

В проекте «Старший наставник» прослеживаются приоритетность социального развития таких детей перед когнитивным. Отсюда актуальным является отказ от узко предметного образования в пользу социокультурного контекста, в центре которого находится сам подопечный. Это предполагает развитие у молодого человека жизненных, ключевых компетенций, опираясь на его резервные возможности. Для повышения эффективности реализации проекта определились в тактике действий, в содержании взаимодействия и сотрудничества волонтеров и взрослых ребят с ОВЗ от 18 лет до 21года, в разработке которые создаются на основе формирования ключевых компетенций с учетом резервных возможностей подопечного. Для этого проводилась предварительная работа с волонтерами, составлялся подробный портрет подопечного, уточнялись ключевые моменты, на что нужно обратить внимание.

Пристальное внимание обратили на три компетенции, отражающие уровень социального развития у взрослых ребят с ОВЗ:

  • ценностно-смысловая компетенция (способность видеть и понимать мир, принимать решения, осознавать смысл и последствия своих действий);
  • коммуникативная компетенция (умение пользоваться языком как средством общения при выполнении различных социальных ролей, умение устанавливать контакт с окружающими);
  • личностно-социальная компетенция (обеспечение физического и духовного саморазвития, овладение способами деятельности для реализации личностных качеств).

В ходе реализации проекта у подопечных формировались различные формы общения и способы усвоения собственного опыта, определялось представление о себе, об окружающем мире, о деятельности и взаимоотношениях с окружающими людьми.

 Проект «Логопедический интенсив для не говорящих детей» (при грубой задержке психо-речевого развития, умственной отсталости (УО), аутизме) – 2017 г. (г. Благовещенск, Амурская область)

Проект был направлен на детей, подростков и молодежь в возрасте от 2 до 19 лет с ЗПРР, УО и аутизмом. В частности сопровождающихся сенсомоторной алалией-грубое расстройство речи, которое может выражаться в ее нарушении или полном ее отсутствии; алалией-полное или частичное отсутствие речи; дизартрией-нарушение произношения, возникающее вследствие поражения нервной системы; дислалией- нарушение произношения различных звуков. А так же помочь ребёнку понять себя, развить коммуникативные навыки, внимание, память, речь, мышление, мелкую моторику. Аутизм- расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а в его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.

Целью проекта явилась социально-культурная, логопедическая и педагогическая реабилитация и адаптация в обществе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, путём коррекционно-развивающих (дефектологических) занятий, логопедической активности, нравственного и духовного развития, развитие коммуникативных навыков, нормализации психологического статуса, приобретение трудовых навыков. Способствовать развитию терпимости граждан к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, независимо от их внешности. 

В ходе реализации проекта решались задачи:

  • сформировать мотивацию детей-инвалидов к логопедическим, дефектологическим и коррекционно - развивающим занятиям, социально-культурному, активному образу жизни в малом социуме, семье, кругу друзей путём создания сообщества, солидарного детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • создать атмосферу уверенности в себе и своих силах, способности к эмоциональной саморегуляции в различных ситуациях социального развития в особых семьях;
  • приобщить детей к постоянным логопедическим упражнениям, коррекционно-развивающим занятиям, формировать позитивное отношение к обучению у детей и устойчивую заинтересованность в развитии ребёнка у родителей;
  • развить эмоциональный фон каждого особого ребёнка совместными усилиями социума и семьи, приобщая особые семьи к коллективному досугу;
  • способствовать формированию у общественности толерантного отношения к детям с ОВЗ при совместном проведении досуга, творческих встреч;
  • оказать психотерапевтическую помощь родителям особых детей через консультации специалистов, групповые и индивидуальные тренинги.

 Проект «Старший брат, старшая сестра» - 2014 г. (г. Благовещенск, Амурская область)

Проект студии для детей с ограниченными возможностями здоровья «Академия игры» при поддержке Амурского областного отделения межрегиональной общественной организации «Национальный совет социальной информации» на базе МОАУ СОШ №13.

Целью проекта явилась социальная, педагогическая реабилитация и адаптация к условиям жизнедеятельности в обществе детей с ОВЗ, совместно со школьниками начальной школы, путём физической активности, развитие коммуникативных навыков, нормализации психологического статуса, приобретение трудовых навыков. Воспитание толерантного отношения к детям с ОВЗ. 

Проект направлен на:

  • Формирование мотивации детей - инвалидов к социально активному образу жизни, в «малом социуме», семье, кругу друзей.
  • Ведение обычными детьми – «дневников наблюдений» над своими подопечными (где каждый ребёнок отражает свои мысли, переживания, что получилось у меня сегодня, а что нет; несёт ответственность за свою «семью»). Т.е. у ребёнка с ОВЗ появляется «брат» и «сестра» волонтёры – школьники, где все трудности и радости дети переживают вместе.
  • Воспитание у обычных детей толерантного отношения к детям с ОВЗ, проведение совместных досугов, творческих посиделок.
  • Психологическая помощь родителям: «Познай своего ребёнка», консультация специалиста на тему: «Вредные привычки детей», занятия в сенсорной комнате.
    Так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста игровая деятельность является одной из ведущих, то игровой метод при проведении учебных, физкультурных и реабилитационных занятий, является одним из основных. Через игру, наблюдение, совместную деятельность ребята получили возможность лучше узнать и понять друг друга.